Айрат Шафигуллин: «Инфекционку строили, кстати, без конкурса. Но это был уникальный случай»

Руководитель татарстанского УФАС о дележе энергосетей и регулировании цен на хлеб и бензин.

«Знаете, были производители хлеба, которые нашли муку дешевле и обошлись без удорожания. С нашей стороны возник резонный вопрос к остальным: почему они не нашли?» — рассказал руководитель УФАС по РТ Айрат Шафигуллин о контроле цен на интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Откровений было немало: как в УФАС хотели, но не смогли наказать «Татнефть» и ТАИФ за рост цен на бензин, как поймали ГИСУ РТ на строительстве школы без конкурса и доказали крупный сговор Сетевой компании по умным счетчикам.

Про госрегулирование и цены на хлеб

В период пандемии сотрудникам татарстанского УФАС России приходилось отслеживать всю товарную цепочку, по которой в республику шли поставки и осуществлялось производство продуктов. Все для того, чтобы проверить законность повышения цен на ту или иную категорию продуктов. По словам руководителя антимонопольного ведомства Айрата Шафигуллина, совместно с прокуратурой региона в прошлом году в период пандемии мукомолам было оформлено два предостережения и одно представление.

«Например, мы вынесли предписание одному из поставщиков муки, он завышал цену для производителей хлеба. Предупредительные меры были предприняты и в отношении хлебопеков: вынесено пять предостережений, чтобы они не повышали цены. Это возымело свой эффект. Подключилось и правительство республики, приняв решение субсидировать хлеб. И оно было правильным, — рассказал Шафигуллин. — Знаете, были производители хлеба, которые нашли муку дешевле и обошлись без удорожания. С нашей стороны возник резонный вопрос к остальным: почему они не нашли? Почему не задумались о поиске новых поставщиков? Кроме того, мы посчитали, какую долю в формировании цены на хлеб занимает цена на муку и как повышение стоимости сырья отразится на готовой продукции. У нас повышение получилось меньшее, чем хотели сами хлебопеки. И они согласились с нашими доводами, удержали цену».

Задали руководителю антимонопольной службы и вопрос по эффективности госрегулирования цен. Шафигуллин отметил, что в краткосрочной перспективе такие меры, действительно, способны удержать цены, но в долгосрочной нужны иные механизмы, причем с государственным началом.

«Чтобы подобных ситуаций не было, нужны экономические рычаги, позволяющие планировать и регулировать рыночные процессы. Конкуренция должна быть, но для того, чтобы она развивалась на добросовестных началах, важен контроль, — считает Айрат Радинович. — Если предприятия несут убытки, они будут стремиться эти убытки компенсировать. Вспомним ситуацию с сахаром: в 2019 году урожай свеклы оказался хорошим и сахарный песок в цене упал ниже себестоимости, что привело к банкротству нескольких сахарных заводов. В 2020 году стоимость товара начала расти, а его производство снизили ввиду отсутствия спроса. И мы столкнулись с ситуацией, когда продукт, который год назад стоил порядка 35 рублей, существенно вырос в цене».

Правительство инициировало новые правила регулирования цен на социально значимые продукты, введя механизмы регулирования цен, напомнил наш собеседник. Предельные розничные цены на ряд товаров первой необходимости попали под государственный контроль на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 дней подряд на территории страны рост розничных цен на продукты составит более 10%. «Эти меры — создание резервов по ряду продуктов (зерну, сахару, например), выделение субсидий производителям, а также ограничение вывоза продукции за рубеж — как раз то необходимое, на мой взгляд, государственное регулирование», — считает Шафигуллин.

О наказаниях для бизнес-гигантов

Интересовало читателей «БИЗНЕС Online» и то, кого же наказало в прошлом году УФАС. Оказалось, среди тех, к кому у антимонопольщиков нашлись вопросы, было немало крупных компаний. Например, нарушение нашли у ГИСУ РТ: организация заказала строительство школы без конкурсной процедуры.

«Проверяли на аффилированность: не было ли там сговора. Мы же в рамках своей контрольно-надзорной деятельности и электронную почту проверяем, и на изъятие документов выходим. Но ничего подобного не установили. На наш вопрос, почему нарушили, нам ответили так: „Быстро вышли на контракт, лишь бы не сорвалось! Думали, нам в такое время [пандемию] все разрешат, может, школа понадобится, чтобы там разместить инфекционное отделение“. В итоге оштрафовали ГИСУ, должностных лиц», — рассказывает Айрат Радинович.

«Хотя ту же инфекционную больницу (речь о новом корпусе Республиканской клинической инфекционной больницы им. Агафонова (РКИБ) в Казани на Проспекте Победы — прим. ред.) строили, кстати, тоже без конкурса. Но это был уникальный случай, связанный с пандемией и застройщик сделал все как надо. Отмечу, что в сфере строительства, в том числе дорожного, сформировался пул добросовестных сильных подрядчиков. Но и к ним иногда возникают вопросы», — улыбается глава татарстанского УФАС.

Вспомнил Шафигуллин и историю с X5 Retail Group и бугульминскими молочниками, которые отстояли право продаваться на полках одного из крупнейших ретейлеров. Тогда, напомним, компания «Агроторг» (владеет сетью магазинов «Пятерочка») отказала в заключении договоров Бугульминскому молочному комбинату (БМК), поскольку качество их продукции не соответствовало требованиям торговой сети. Плюс ретейлеру не угодила упаковка.

«И вот тут они немного ошиблись. Бугульминский комбинат изначально был в составе „Вамина“, а потом перешел в УК „Просто молоко“, и его продукция в сети присутствовала. А когда БМК из филиала „Просто молоко“ превратился в отдельного игрока на рынке, упаковка его продукции подходить перестала, хотя в ней почти ничего не изменилось, кроме цветовой гаммы. Экспертизу молочной продукции провели — она соответствует стандартам. Может, такая упаковка и не подходит, но ее принимали, когда она была под маркой „Вамина“, а затем — УК „Просто молоко“. Дело по защите интересов молочного комбината мы в судах отстояли», — продолжил Шафигуллин.

Естественно, интернет-конференция с руководителем антимонопольной службы по региону не обошлась без вопросов о растущих ценах на бензин. Читатели убеждены: картельный сговор налицо, цены поднимаются разом, как по мановению волшебной палочкиФото: «БИЗНЕС Online»

Естественно, интернет-конференция с руководителем антимонопольной службы по региону не обошлась без вопросов о растущих ценах на бензин. Читатели убеждены: картельный сговор налицо, цены поднимаются разом, как по мановению волшебной палочки. Шафигуллин понимающе качает головой: в 2018–2020 годах УФАС отстаивал свои обвинительные решения в адрес «Татнефти» и ТАИФа по таким делам в судах, но ни центральный аппарат ФАС России, ни судебная система татарстанских антимонопольщиков не поддержали.

«Центральный аппарат ФАС России и суды посчитали, что территорию Татарстана нельзя рассматривать как рынок. Как рынок нужно рассматривать как минимум ПФО, а еще лучше — всю территорию РФ. Указанные две компании занимают доминирующее положение в республике, но не в ПФО и не в РФ. Кроме того, цена на топливо в РТ ниже, чем в других регионах ПФО, — поясняет Шафигуллин. — Поэтому наше решение было отменено, хотя мы считаем, что это был сговор со стороны двух монополистов, когда они одновременно повышали цены на дизтопливо и бензин».

«Была история и по газу: когда цены на газообразное топливо в РТ оказались выше, чем в ПФО, и мы наказали „Газпром газомоторное топливо“, заставив их привести цены в РТ в соответствие с уровнем средних по ПФО. В компании поступили хитро: подняли цены в других регионах. Но они активно инвестируют в республику, строят заводы, вкладывают деньги в развитие переработки газа в регионе, и это отчасти оправдывает действия компании», — рассказал Шафигуллин.

Про «энерговойны» и умные счетчики

Вспомнили на интернет-конференции и «энергетические войны», в частности историю раздела теплового рынка «Татэнерго» и ТАИФом. Например, упомянули дело ТГК-16, когда «дочка» ТАИФа пожаловалась на вытеснение с рынка Казани и проект создания единой государственной теплосетевой компании на базе активов АО «Татэнерго» и МУП «Казэнерго», который правительство Татарстана рассматривало в 2019 году.

«Правомерность действий „Татэнерго“ поддержал Арбитражный суд республики. Энергетика — отрасль стратегическая, и это та экономическая сфера, которая должна находиться в государственном управлении. И здесь речь не только об управлении, распределении ресурсов. Важны бесперебойность, контроль выполняемых функций, защита интересов потребителей тепла и энергии. На этом рынке достаточно сложно конкурировать, и, на мой взгляд, данная отрасль требует государственного контроля», — считает Айрат Радинович.

В завершение беседы вспомнили нашумевшее дело об умных счетчиках. Напомним, УФАС по Татарстану заподозрил Сетевую компанию, ее подрядчика «Смартэнерго» и «Ростелеком» в монопольном сговоре. Фирма со штатом в 8 человек получила гигантский контракт, оснастив 29 районов Татарстана умными счетчиками. По мнению антимонопольной службы, компании сговорились об исходе торгов до проведения конкурентных процедур.

Шафигуллин рассказал, что дело «движется к завершению» и УФАС считает сговор между компаниями доказанным. «Сейчас мы ведем рассмотрение дела с позиции того, насколько решение по нему устоит в суде, если будет оспорено сторонами. Проводим проверку с точки зрения судебной практики по РФ, рассматриваем то, насколько этот проект в таком виде выгоден, какие экономические эффекты получает от этого государство. Исходя из этого, комиссия решит, обвинительный характер будет у этого дела или его прекратят. На данный момент окончательного решения нет. Для изучения вопроса судебной перспективы требуется время. Пока, по нашему мнению, сговор доказывается», — сообщил глава татарстанского УФАС России.

 

Источник: БИЗНЕС Online