ФАС России
Татарстанское УФАС России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России

Глава ФАС представил Правительству РФ доклад о состоянии конкуренции за 2023 год

В ходе заседания Правительства РФ 20 июня 2024 года Максим Шаскольский рассказал о ключевых достижениях службы за прошедший год и обозначил приоритетные направления на будущий период

Руководитель ведомства отметил, что в текущих экономических условиях важно обеспечить стабильность и контроль за ценообразованием на социально значимых товарных рынках. В 2023-2024 гг. служба возбудила 21 дело о нарушении антимонопольного законодательства на рынках продовольственных товаров — сахара, мяса кур, яйца куриного. Также выдано 14 предупреждений и 13 предостережений в связи с публичными высказываниями о повышении цен на отдельные товары.

Продолжается работа с крупнейшими федеральными торговыми сетями — ретейлеры соблюдают договоренности по снижению среднего совокупного уровня наценок по товарам «первой цены». За период наблюдения с августа 2021 года наценки снизились с 22 % до 5–7 %.

Кроме того, принято подготовленное ФАС России постановление Правительства РФ № 662, которое позволяет регионам заключать соглашения о сдерживании цен и добровольном ограничении наценок с продавцами и производителями социально значимых продовольственных товаров. Сейчас такие соглашения действуют в 35 регионах, где ценовые обязательства приняли свыше 2 200 организаций.

На особом контроле остается вопрос обеспечения доступности авиаперевозок. Уже возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении компании S7. Направлены письма в крупнейшие авиакомпании о необходимости уточнить порядок ценообразования и обеспечить доступность авиабилетов на внутренних маршрутах. Служба отмечает, что принципы динамического ценообразования авиакомпаний должны быть прозрачными и ориентированы на обеспечение доступности авиаперелетов для граждан.

По поручению Правительства РФ ФАС России анализирует экономическую обоснованность составляющих стоимости нефтепродуктов: транспортировка, хранение, сбыт. На особом контроле находится обеспечение сельхозтоваропроизводителей топливом по доступным ценам. В случае необоснованного роста цен ведомство принимает меры антимонопольного реагирования – по итогам проверок возбуждено 26 антимонопольных дел.

Большое количество жалоб поступает на действия маркетплейсов. В 2023 году вступил в силу «пятый антимонопольный пакет», который позволил ФАС России принимать меры реагирования на цифровых рынках. Крупнейшим компаниям в этой сфере уже выданы предупреждения о прекращении навязывания невыгодных условий, которые находятся в высокой стадии исполнения.

На постоянной основе ведется работа по контролю за экономической обоснованностью тарифов. В 2023 году служба провела 14 масштабных проверок, которые затронули 93 регулируемые организации. Объем средств, исключенных из тарифов в 2023 году и планируемых к исключению в текущем, составил 23 млрд рублей. Для повышения эффективности этой работы ФАС России привлекла сотрудников территориальных органов к проведению проверок.

В 2023 году нарушения антимонопольного законодательства на торгах в виде картелей и сговора с заказчиком выявлены на территории 72 регионов страны. Выявленные соглашения охватили 2911 закупок с совокупной начальной (максимальной) ценой контракта 174 млрд рублей, возбуждено 39 уголовных дел. Лидерами по количеству выявленных нарушений по-прежнему остаются рынки дорожного хозяйства, строительства, фармацевтики, ЖКХ, социального питания. Также в 2023 году по уже рассмотренным картельным делам оплачено штрафов на 2 млрд 100 млн рублей. Для цифровизации процесса выявления и пресечения картелей на торгах ФАС России работает над созданием государственной информационной системы «Антикартель».

В завершение доклада Максим Шаскольский отметил эффект от реализации Национального плана развития конкуренции в РФ. Объединение проконкурентных мероприятий в различных отраслях экономики в рамках одного ключевого документа позволяет синхронизировать усилия органов исполнительной власти всех уровней и повысить качество и эффективность достижения запланированных результатов.