ФАС России
Татарстанское УФАС России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России

ФАС России представила ключевые тенденции в сфере антимонопольного регулирования

Представители службы сообщили актуальную информацию в рамках «Антимонопольного форума 2024»

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов выступил в качестве модератора сессии «Иностранные инвестиции в период глобальной трансформации». Участники обсудили принятые меры по совершенствованию законодательства об иностранных инвестициях, а также практический опыт и приемы уполномоченных органов различных стран в части регулирования вложения иностранных инвестиций. 

Заместитель руководителя службы также подробно рассказал участникам о принципиальных подходах, которое выработало ведомство в части регулирования Закона об иностранных инвестициях. Так, в ходе судебной практики служба доказала, что в случаях установления незаконного иностранного контроля над российским стратегическим обществом совершенные сделки могут признаваться ничтожными.

Кроме того, Андрей Цыганов обратил внимание на применяемый ФАС России метод выявления установления контроля иностранного инвестора над стратегическим хозяйственным обществом по совокупности косвенных доказательств, эффективность которого была подтверждена судебными решениями.

Замглавы службы отметил, что ужесточение законодательства об иностранных инвестициях и расширение сферы его применения характерно для большинства экономически развитых стран.

Статс-секретарь-заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский в рамках сессии «Национальные ценовые индикаторы» подчеркнул, что развитие национальных биржевых индикаторов повышает экономический суверенитет нашей страны обеспечивая рыночные ориентиры ценообразования на рынках с ограниченной конкуренций. По мнению представителя ведомства, именно рыночные индикаторы должны иметь приоритет при оценке экономической обоснованности цены товара.

О том, какие права, обязанности и возможности предоставляют биржевые и внебиржевые индикаторы участникам рынков в контексте антимонопольного регулирования, рассказала начальник Управления регулирования ТЭК и химической промышленности Елена Цышевская на фокус сессии «Национальные ценовые индикаторы». 

Она подчеркнула, что ценовые индикаторы служат ориентиром и для участников рынка, и для ФАС России. Служба использует такие данные при анализе действий компаний на предмет нарушений антимонопольного законодательства.

Начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева в ходе сессии «Онлайн оффлайн ритейл в фокусе ФАС» уделила внимание признакам разделения процесса онлайн-торговли и маркетплейсов. Так, деятельность маркетплейсов основывается на допуске к платформе других продавцов, где они сами реализуют собственную продукцию. Кроме того, на онлайн-площадках введены поисковые алгоритмы и отзывы потребителей. Елена Заева также подчеркнула, что рынок маркеплейсов является многосторонним, на нем также присутствует «сетевой эффект», что позволяет ему расти и развиваться быстрыми темпами. 

Елена Заева подчеркнула, что ФАС России стремится обеспечить баланс интересов всех участников рынка и его дальнейшее развитие. Сейчас служба прорабатывает системные меры антимонопольного регулирования.

В рамках сессии «Онлайн и оффлайн ритейл в фокусе ФАС» начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг Надежда Шаравская рассказала об основных направлениях антимонопольного контроля в оффлайн ритейле. Так, в 2023 и 2024 годах служба возбудила 21 дело о нарушении Закона «О защите конкуренции», приняла 13 решений, выдала 16 предупреждений и 68 предостережений. По итогам рассмотрения сделок об экономической концентрации ведомство отмечает, что в настоящее время активность рынка снижается по сравнению с 2022-2023 гг. 

Кроме того, Надежда Шаравская подчеркнула, что развитие маркетплейсов и электронных витрин, а также слияние онлайн-ритейла и «традиционных» форматов розничной торговли стали главными трендами последних лет. ФАС России считает, что в настоящий момент маркетплейсы подпадают под требования Закона о торговле в тех случаях, когда маркетплейс и оффлайн-торговля входят в одну группу лиц* или когда маркетплейс осуществляет продажу продовольственных товаров под собственным брендом**.

Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Татьяна Никитина в рамках сессии «Закон о рекламе: менять нельзя оставить» напомнила участникам форума о деле Райффайзенбанка. Она сообщила, что служба планирует чаще обращаться в суд в целях назначения контррекламы как меры ответственности для недобросовестных рекламодателей. По мнению ведомства, это будет способствовать снижению количества нарушений законодательства в части недостоверной рекламы, а также рекламы, вводящей в заблуждение.

На сессии «Обеспечение конкуренции при реализации инфраструктурных проектов и предоставлении государственного имущества» выступила заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Клара Батанова. Она рассказала о рисках нарушения антимонопольного законодательства при заключении соглашения о государственно-частном партнёрстве, а так же при заключении концессионного соглашения по возведению и модернизации различных объектов инфраструктуры. 

Спикер отметила, что обеспечение конкуренции является одним из ключевых принципов определенных законом о ГЧП, несоблюдение которого может привести к нарушению прав добросовестных участников рынка.

*9,13 и 14 статьи Закона «О торговле».
**9 статья Закона «О торговле».