Услуги, закупки и план работы в формате Общественного совета

В Татарстанском УФАС России завершилось заседание Общественного совета, созданного при антимонопольном ведомстве.

На повестку дня участники вынесли несколько вопросов: план работы Татарстанского УФАС России на ткущий год, контрольно-надзорные мероприятия антимонопольного органа в сфере деятельности региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) и анализ эффективности деятельности Татарстанского УФАС России в сфере формирования конкурентной среды при осуществлении государственных и корпоративных закупок.

И если по плану работы и представлению итогов работы в сфере контроля закупок вопросов у сторон-участников не возникло, то деятельность, связанная с твёрдыми коммунальными отходами, вызвала оживлённую дискуссию. Ключевой доклад в этой сфере представил заместитель руководителя Татарстанского УФАС России Сергей Павлов, который напомнил, что с января 2019 года в России стартовала новая система обращения с ТКО, согласно которой предусмотрено обеспечение полного цикла утилизации отходов через регионального оператора – хозяйствующего субъекта, отобранного на конкурентной основе в установленном законом порядке для определённой зоны деятельности.

Что касается ФАС России и её территориальных органов, то в декабре 2018 года было издано соответствующее поручение о необходимости предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства в связи с переходом на новую систему обращения с ТКО. В Татарстане на текущий момент созданы две межведомственные рабочие группы: при Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам и Казанской межрайонной природоохранной прокуратуре.

Зон деятельности в регионе определено две: Восточная и Западной. За первой, по результатам конкурсного отбора, в качестве регионального оператора закреплено ООО «Гринта», за второй – ООО «УК «ПЖКХ». Срок закрепления у обоих обществ – 10 лет. У «Гринты» – город Набережные Челны и 22 муниципальных района Республики Татарстан, ООО «УК «ПЖКХ» – город Казань и 21 муниципальный район республики. Обе компании в свою очередь для исполнения всех видом работ привлекли субподрядчиков на подведомственных им территориях. По состоянию на конец мая 2019 года у ООО «Гринта» заключено 8733 договора на вывоз ТКО с юридическими лицами, у ООО «УК «ПЖКХ» – 1866 договоров.

С учётом того, что региональные операторы обладают признаками доминирующего положения на рынке (как единственные, кто, по сути, вправе оказывать подобного рода услуги), на них в полной мере распространяются такие запреты норм действующего законодательства, как уклонение от заключения договора, либо навязывание его невыгодных условий. И жалобы, отметил Сергей Павлов, на них поступают.

На «Гринту» в основном жалуются в связи с нарушением сроков расчёта за оказанные услуги. Одно из таких обращений – от нижнекамского полигона ООО УК «Экспо» – стало сначала поводом для выдачи в адрес оператора предупреждения, а впоследствии и возбуждения дела по признакам нарушения закона ввиду навязывания невыгодных условий. Были и другие жалобы, но их региональный оператор устранил добровольно. Ряд обращений был связан с неисполнением договоров на вывоз ТКО, но данный вопрос носит гражданско-правовой характер и решается без привлечения антимонопольной службы. Всего же на ООО «Гринта» в Татарстанское УФАС России поступило 6 жалоб.

Значительно больше – 10 – поступило на ООО УК «ПЖКХ», которой в подавляющем большинстве случаев недовольны из-за навязывания порядка расчёта объема ТКО по нормативу объёма накопления ТКО, тогда как заявители желают заключить договор на условиях расчёта согласно объёму контейнеров потребителя услуги, заявляя, что норматив зачастую существенно превосходит фактический объём накопления отходов. Подобных жалоб поступило 8. В целях устранения допущенного нарушения ООО «УК «ПЖКХ» тоже получило соответствующее предупреждение. По одному из обращений, связанному с необоснованным начислением платежей не в соответствии с фактическими площадями потребителя, вопрос решился добровольным устранением ООО «УК «ПЖКХ» выявленного нарушения.

Подводя итоги, Сергей Павлов отметил, что данная сфера, не смотря на отсутствие серьёзных и характерных для иных субъектов нарушений, продолжает быть актуальной и требующей дальнейшей работы с целью достижения эффективности как применительно к сфере антимонопольного законодательства, так и интересов конечного потребителя.