Недобросовестная конкуренция: факторы негатива

Оценка вреда и доказывание фактов недобросовестных действий стали главной темой круглого стола, проведённого Татарстанским УФАС России.

Площадку, где развернулась дискуссия с участием независимых экспертов, практиков и учёных, предоставил Учебно-методический центр ФАС России в Казани. Председательствовал руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Айрат Шафигуллин, а роль модератора примерил на себя врио заместителя руководителя Алмаз Яфизов.

- Тема очень интересная и требующая обсуждений, - отметил Айрат Шафигуллин, открывая круглый стол «Недобросовестная конкуренция: негативный фактор развития бизнеса». – И в рассмотрении этих вопросов очень важна роль экспертного сообщества. При Татарстанском УФАС России действует Экспертный совет по недобросовестной конкуренции и рекламе. Это направление достаточно серьёзно функционирует и на уровне Российской Федерации, что мы оценили в рамках рассмотрения одного из наших дел. Сегодня, в рамках круглого стола, мы предлагаем вам присоединиться к тем практическим обсуждениям, которые будут озвучены.

Акцент на доказывание недобросовестной конкуренции и связанные с этим процессом проблемы расставил первый докладчик – заведующий кафедрой предпринимательского и энергетического права Казанского федерального университета Андрей Михайлов. Обратил внимание на сложность принятия и оценки судом такого понятия как вред, нанесённый недобросовестными действиями одного конкурента другому, и подчеркнул, что, к сожалению, не вся существующая правоприменительная практика может быть исследована именно с научной точки зрения.

В практическую плоскость обсуждение перевела Наталья Журавлёва из Марийского УФАС России, где сложилась практика ведения дел по недобросовестной конкуренции в сфере пассажирских перевозок. Одно из дел – по маршруту «Йошкар-Ола – Казань – Йошкар-Ола» – уже прошло проверку в двух судебных инстанциях. Такие перевозки под видом заказных фактически походят как регулярные с маршрутными картами, определённой периодичностью и местами посадки/высадки пассажиров.

Говоря о проблематике таких дел и в целом расследований в области НДК, коллега отметила проблемы доказывания, связанные с тем, что нарушители меняют схемы ведения бизнеса, недостаток доказательств. Поделилась Наталья Журавлёва и оценкой ситуации на том же рынке пассажирских перевозок, который, по сути, довольно ограничен: разрешение на их осуществление выдаётся на 5 лет с последующим продлением, а за эти 5-10 лет другие потенциальные участники рынка вполне могли бы предложить иные условия оказания таких услуг.

Тему поиска доказательств НДК на транспортных маршрутах продолжил заместитель начальника управления – заместитель главного государственного инспектора Госавтодорнадзора Радик Рамазанов. Не без участия этой структуры расследовалось и успешное дело из Марий Эл по маршруту «Йошкар-Ола – Казань – Йошкар-Ола». Докладчик рассказал о практической стороне доказываемых нарушений, наложении штрафов на водителей, которые осуществляют регулярные поездки под видом заказных, и заметил, что ведомство сегодня тоже столкнулось с проблемой: отсутствием соответствующих полномочий контролировать рынок таксомоторных перевозок. В этой сфере, как оказалось, на текущий момент прослеживаются недобросовестные действия в отношении тех такси, которые получили соответствующие лицензию и разрешение. В одном из районов республики эта проблема стоит достаточно остро.

Уделили внимание и рекламе – о ней напомнила ассистент кафедры предпринимательского и энергетического права КФУ Анна Ковшова, подчеркнувшая, что с развитием цифровых технологий и реклама, и недобросовестная конкуренция достаточно плавно перешли в Интернет. Это и скрытая реклама у блоггеров, и вайны (короткие смешные видео), где часто модно увидеть ссылку на бренд или тот же алкоголь, и развитая онлайн-торговля. А актуальная практика правоприменения просто не успевает идти в ногу с обилием всех этих процессов. Нет чётких критериев, способов фиксации, практики определения, кто может быть рекламодателем, а кто рекламораспространителем. И кого привлекать к ответственности за выявляемые нарушения.

О практике Татарстанского УФАС России в сфере недобросовестной конкуренции рассказал специалист структурного подразделения ведомства Роберт Яруллин. Поделился практикой ведения дел по доказыванию нарушений в области создания смешения – дела Газпрома и печенья ChocoPie, взаимодействия с Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС), чьё участие как экспертов, помогало при расследовании дел, связанных с интеллектуальной собственностью.

Прозвучали на круглом столе и такие аспекты как уголовно-правовая защита от НДК – о практических особенностях этого процесса говорил доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юрий Следь.

Резюмируя итог встречи, руководитель Татарстанского УФАС России Айрат Шафигуллин подчеркнул, что обсуждение получилось очень содержательным и те практические рекомендации, которые были даны, ведомство примет во внимание и обдумает, каким образом те или иные инициативы можно будет реализовать на практике. Отметил глава ведомства и то, что дискуссия, которая напрямую касалась одной из тем специализации территориального подразделения ФАС России – НДК – позволила получить экспертное мнение о способах доказывания фактов недобросовестной конкуренции.

 

Фоторепортаж