• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Линии картельного освещения

Как ТОЗЕЛЕШ и ФОРСДОРСВЕТ при содействии Главтатдортранса делили товарный рынок по содержанию линий электроосвещения на автомобильных дорогах Татарстана.

В апелляции 8 июля прошло судебную проверку решение Татарстанского УФАС России, вынесенного по итогам дела, фигурантами которого выступили ГКУ «Главтатдортранс», ООО «СО «ТОЗЕЛЕШ», ООО СК «ФОРСДОРСВЕТ» и ООО «ФОРСДОРСВЕТ». К аналогичному мнению несколькими месяцами ранее пришёл и Арбитражный суд Татарстана, поддержав обвинительное решение антимонопольной службы.

ТОЗЕЛЕШ и ФОРСДОРСВЕТ подозревались в антиконкурентном соглашении на государственных закупках, реализуемом на протяжении нескольких лет, Главтатдортранс – в создании для них преимущественных условий. Дело было возбуждено по признакам нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11, и части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Внимание к ежегодным закупкам Главтатдортранса на содержание линий электроосвещения автомобильных дорог регионального значения последовало после внеплановых проверок, проведённых Татарстанским УФАС России у ООО «СО «ТОЗЕЛЕШ» и заказчика. Оказалось, что при формировании закупочной документации Главтатдортранс делил все объекты на 2 закупки, распределяя их таким образом, что более 75% уходило победителю в лице ТОЗЕЛЕШ и до 25% – СК «ФОРСДОРСВЕТ». Количество новых объектов с каждым годом прибавлялось, но пропорции продолжали сохраняться. Сама практика такого сотрудничества реализовывалась с 2013 года.

Охватила она не только работы по содержанию линий электроосвещения, но и исполнение договоров энергоснабжения: ТОЗЕЛЕШ и ФОРСДОРСВЕТ брали на себя и плату за потребленную электрическую энергию объектами искусственного освещения на автомобильных дорогах Республики Татарстан, производя оплату в рамках того же контракта, который был заключен на обслуживание самих линий.

Новые объекты тоже просто добавлялись к уже обслуживаемым: год от года ТОЗЕЛЕШ и ФОРСДОРСВЕТ фактически побеждали в одних и тех же закупках. Цены предлагали минимальные и ещё проведения торгов направляли заявки и осуществляли технологическое присоединение электросетевых объектов по актам, которые составлялись на основании якобы уже подписанных контрактов. Не без участия Главтатдортранса, которое ещё на этапе организации конкурентных процедур сообщал, какие именно объекты им предстоит оформить как новые.

Расследование Татарстанского УФАС России выявило также и неэффективное расходование бюджетных средств, выделенных на содержание линий освещения: средняя стоимость за 2016-2018 гг. оказалась в несколько раз выше стоимости аналогичного содержания на автомобильных дорогах федерального значения. Учитывая, что ежегодно на эти цели выделяется более 200 миллионов рублей, экономия могла быть весьма ощутимой.

Реализация этих "совместных" усилий привела к тому, что на протяжении нескольких лет закрытыми для других оставались сразу два конкурентных рынка: ведь заявиться на проводимые Главтатдортрансом закупки могли только те, кто мог взять на себя и содержание линий, и исполнение договоров электроснабжения. ТОЗЕЛЕШ и ФОРСДОРСВЕТ оставляли за собой обсуживаемые ими же объекты по максимально возможной цене.