Точки соприкосновения

Подводим итоги первого дня Всероссийской научно-практической конференции «Антимонопольное регулирование: проблемы, пути развития».

Открыл мероприятие Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр экономики Республики Татарстан Мидхат Шагиахметов, оценивший конференцию как востребованную площадку, где будут обсуждаться вопросы развития конкуренции в таких значимых направлениях как электроэнергетика, газоснабжение, обращение с ТКО, контроль за недобросовестной конкуренцией, законодательное и государственное регулирование этих направлений, а также поиск оптимальных путей их решения.

Пленарной дискуссии дал старт доклад к.ю.н., заместителя заведующего кафедрой, доцента кафедры конкурентного права ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» Дениса Гаврилова, погрузив участников в сетевые процессы и влияние цифровых технологий на антимонопольное регулирование.

О том, как Татарстан реализует программу газификации сферы ЖКХ и промышленных предприятий, рассказал заместитель министра промышленности и торговли Республики Татарстан Марат Минибаев. Спикер отметил высокие показатели газификации региона и сообщил, что утверждённая в Татарстане программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Республики Татарстан рассчитана на 2019-2023 годы с объёмом финансирования в 2,817 млрд рублей. Для отслеживания заявки на технологическое присоединение к сетям газораспределения и заключение договора в режиме онлайн в республике создан Интернет-сервис с интерактивной картой сети газораспределения и личным кабинетом заявителя.

Сфера ЖКХ нашла продолжение в докладе Первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Алексея Фролова. Информация прозвучала откровенно и с акцентом на существующие в отрасли проблемы.

Та же тема была обозначена и у начальника Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России Алексея Матюхина. Представитель ФАС России по видеоконференцсвязи, рассказывая о том, как происходит переход на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами, раскрыл подробности разработанного антимонопольной службой законопроекта по ужесточению контроля за деятельностью региональных операторов. Так, инициатива ФАС России предполагает введение отдельной статьи об антимонопольном контроле в сфере обращения с ТКО, определение регоператоров как субъектов, занимающих доминирующее положение и такой инструмент как принудительное лишение статуса регионального оператора за нарушения антимонопольного законодательства.

Практику ФАС России на пленарной части продолжили начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов Олег Корнеев и начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Татьяна Никитина. Татьяна Никитина акцентировала внимание участников на практике выявления нарушений в виде введения в заблуждение и тесного соприкосновения соответствующей статьи закона о защите конкуренции с законодательством о рекламе, подчеркнув, что недобросовестная и недостоверная реклама также вводит в заблуждение относительно свойств и качеств продукта/товара. Спикер сообщила, что именно это нарушение чаще всего встречается в антимонопольной практике.

Олег Корнеев обозначил системные проблемы торгов «на продажу» (реализация имущества банкрота, государственного имущества, аренда земельного участка) и проблемные вопросы в банкротстве и исполнительном производстве. Были названы отсутствие единой процедуры торгов, перечня электронных площадок, разные правила размещения информации.

Яков Геллер – генеральный директор Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан, чья роль в вопросах развития конкуренции и электронной торговли в России очень значительна, представил своё видение процесса адвокатирования конкуренции. По мнению Геллера, ключевыми для конкурентной политики с позиции развития малого и среднего бизнеса являются пять элементов: совершенная информированность продавцов и покупателей о состоянии рынка; свободный вход на рынок (отсутствие  барьеров для существующих фирм); идентичность продуктов, предлагаемых фирмами-конкурентами; отсутствие сговора между продавцом и покупателем; наличие множества множество мелких продавцов и покупателей.

Резюмируя всё сказанное на пресс-подходе с журналистами, заместитель руководителя Татарстанского УФАС России Андрей Розенталь подчеркнул, что каждый из докладов отражает тенденции различных сфер рынка и определяет задачи, требующие взвешенных решений и согласованных действий как участников рынка, так и тех, кто осуществляет контроль за функционированием рыночного механизма и защищает конкуренцию.