УФАС – «мусорщикам»: «Чтобы брать деньги за воздух, вы должны каждый день ездить за воздухом»

Сфера деятельности: ЖКХ и строительство

«Гринта» подняла челнинскому коммерсанту тариф в 26 раз, но сделать с этим ничего нельзя

«Цена должна быть не выше 10 процентов от тарифов в жилищной сфере», — рассуждал помощник депутата горсовета от КПРФ Сергей Изотов на встрече с замруководителя УФАС по РТ Андреем Розенталем. Да, инфраструктура в Набережных Челнах для электромобилей создается, но жителей пугают подскочившие цены на зарядку авто и условия содержания станций. Других же снова беспокоят тарифы «Гринты» и то, как регоператору удалось поднять стоимость вывоза мусора в 26 раз. О том, что происходит с «мусорными» нормативами, почему нарастают проблемы в садовых обществах и с чем обещал разобраться Розенталь, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«Гринта» выставила счет на 1 млн рублей

Замруководителя УФАС по РТ Андрей Розенталь в среду в Набережных Челнах встретился с жителями города, чтобы узнать об их проблемах. Первой жалобу озвучила директор одной из старейших торговых фирм города «Олимпия» Зинаида Пильщикова. Ее компания занимается продажей товаров для спорта, туризма, отдыха и рыбалки уже более 35 лет. 

Проблема Пильщиковой злободневна: несправедливая тарификация от «мусорщиков». С региональным оператором «Гринта» ее компания заключила контракт в 2019 году, в рамках которого оплата шла по факту — по контейнерам. Первые звоночки пошли в 2021-м, когда «Олимпии» начали навязывать новый договор: оплата теперь должна была производиться по невыгодному нормативу. Спас суд: регоператор был вынужден отказаться от изменений.

«В декабре прислали письмо о том, что с 2022 года договор расторгают. С того времени у нас с ними идет тяжба. В 26 раз поднялась стоимость! У нас мусора очень мало. Сегодня же совершенно другая упаковка, все культурно. Коробки с кроссовками, например, мы отдаем покупателю, а короб официально сдаем в макулатуру. Что остается от этого мусора? Ничего. За воздух нужно платить!» — посетовала Пильщикова. Повторный судебный процесс выиграла «Гринта» и навязала бизнесу неподъемный тариф. Теперь «Олимпии» предстоит платить вместо 32 тыс. рублей практически 960 тысяч. И это все на фоне того, что нормативов по мусору в Татарстане нет. За все 50 лет работы в городе женщина ни разу не сталкивалась с подобным беспределом.

«Вот подвинули в 2019 году „Горкоммунхоз“, а с ними была чистота и порядок. Вдруг появился регоператор „Гринта“, и они начали свои новшества вводить. Ну от них же лучше не стало, грязи полно! — продолжила сокрушаться Пильщикова. — Суд проиграли, „Гринта“ все перевирала, все только ее слушают. Я уже не знаю, куда обращаться, — все на их стороне».

Розенталь внимательно выслушал предпринимательницу и добавил, что за «Гринтой» есть свои грешки, но главная беда — несовершенство закона. «Мусорщики» работают с постановлениями, которые позволяют им навязывать свои условия потребителям, и сделать с этим ничего нельзя.

«Здесь „Гринта“ ни при чем, у них есть свои правила учета. Для магазинов у них такие формулы: они берут площадь помещения, вычисляют количество кубов и умножают на тариф — вот и сумма. Бывает, что регоператор злоупотребляет: неправильно считает или не вывозит мусор. Но то, что вам насчитали, — это то, что вам насчитали. Мы вам по отмененным нормативам, возможно, решение дадим», — добавил он.

«Удмурты работают по факту. Там оператор говорит: «Я не могу смотреть людям в глаза иначе»

Казус из-за действий регоператора случился во время пандемии, напомнил Розенталь. Мусорные контейнеры предпринимателей месяцами стояли под замком, но регоператор все равно выставил их владельцам счета за вывоз.

«Они никому ничего не простили. На суде заявили: норматив не пересчитывается, постановлений о форс-мажорных обстоятельствах не было. Мы им сказали: „Ребята, стоп! Чтобы брать деньги за воздух, вы должны каждый день ездить за воздухом», — рассказал Розенталь. Оператора удалось прижучить и отменить несправедливо начисленные суммы. Здесь спасло то, что водители компании попались на вранье: они уверяли, что посетили точку, но данные ГЛОНАСС говорили об обратном.

Но такая ситуация не везде. Некоторые регионы страны «прогнули» регоператоров, вынудив их работать по факту. «Удмурты работают по факту. Там оператор говорит: „Я не могу смотреть людям в глаза иначе. Я не собираю столько мусора, сколько рассчитано по нормативам“. Он из-за этого закупает у людей вторсырье, дает им возможность прийти к нему и продать по мелочевке. Это подход государственный, а не коммерческий», — вспомнил антимонопольщик.

«Гринта» — не зло или добро, а обычный коммерсант, который не готов менять свои подходы в работе с людьми, по мнению Розенталя. Беда и в обывателях, которые зачастую до последнего избегают контакта с регоператором. Итог закономерен: большинство ситуаций, когда можно было найти компромисс между сторонами, переходит в разряд скандалов.

«Я к чему это все веду? Законодательство, к сожалению, не может обязывать оплачивать вывоз мусора по факту, хотя это коммунальная услуга. Она должна оплачиваться по факту и по нормативам, как вода и так далее. Из-за этого вы вынуждены быть заложниками ситуации. Норматив отменен, но, если он будет приближен к тому, что у вас образуется, станет проще: вы будете переплачивать по минимуму», — добавил спикер.

Бизнес, считает Розенталь, не должен страдать, для чего УФАС уже выступала с предложением: дать предпринимателям возможность работать по факту с мусором, если у них есть свои отдельные закрытые площадки, куда только они сбрасывают мусор. Норматив — заклятый враг раздельного сбора и причина высоких тарифов, и с этими вводными «мусорная» реформа далеко не уйдет. Но пока воз и ныне там.

Содержать электромобиль стало дороже, чем автомобиль на бензине

Пока гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин готовится представить первый электромобиль «Атом» на KazanForum и растут продажи новых «Москвичей», челнинцы жалуются на отсутствие доступной инфраструктуры. 

Сергей Изотов — помощник депутата горсовета от партии КПРФ Татьяны Гурьевой — поднял вопрос подскочивших тарифов на зарядку электромобилей на специальных станциях. Ценовую политику определяет АО «Сетевая компания» Ильшата Фардиева. 

Как оказалось, некоторое время зарядить авто можно было бесплатно, но с недавних пор цены подскочили до 17 рублей за кВт.ч. В Набережных Челнах, уточнил Изотов, установлено не менее 16 зарядных станций. 

«Многие таксисты, жители пересели на электромобили, потому что это было выгодно, комфортно. На сегодня они все, закупив дорогостоящий транспорт, столкнулись с такой проблемой, что на электричестве стало ездить дороже, чем на бензине», — сказал он. О каком развитии электротранспорта в республике может идти речь при таких условиях — вопрос хороший, рассуждал спикер. 

«Мое мнение: цена должна быть не выше 10 процентов от тарифов в жилищной сфере. Эти зарядные станции появились в рамках федеральной программы в Республике Татарстан. Инвестиции были государственные, а теперь это, по сути, чей-то бизнес. Качество тоже оставляет желать лучшего, — рассказал Изотов. — Вроде они анонсировали, что все оборудование наше, отечественное, но установки далеки от совершенства. В дождь, снег станции мокрые или покрыты льдом, козырьков там нет. Есть информация, что часть сгорела из-за замыкания». 

Он добавил, что Челны благодаря развитой инфраструктуре — хорошее место для внедрения таких технологий, но теперь высокие цены на зарядку ставят водителей в затруднительное положение.

Розенталь отметил, что вопросом занимается тарифный комитет, но обещал взять его в работу и разобраться.

СНТ оказались не готовы к наплыву жителей

В 2019-м у Алмаза Сунгатуллина скончался отец. В наследство его матери и ему, как законному представителю, достался боксовый гараж в кооперативе «Эмин». С первых дней «коробочку» оставили без света. Во тьме гараж находился практически год, пока владелец собственноручно не подключился к сети. Все прошлые суды мужчина проиграл, а жалобы в УФАС не возымели эффекта из-за личной «неопытности». В итоге Сунгатуллин вступил в практически прямое противостояние с председателем «Эмина» Маратом Гайсиным.

«Он не отчитывается за расходы перед членами кооператива, меня не берет в его члены по причине личной неприязни. Но никаких законных действий», — добавил он. Со слов мужчины, председатель ПГСК игнорирует граждан, не приходит на судебные комиссии. У кооператива нет бухгалтера и юридического адреса. Все заявления, которые пострадавший оставлял в сторожке, оставались непрочитанными.

Розенталь сразу дал понять: доказать вину председателя в отключении электричества нереально, хотя и согласился разобраться. Для примера он вспомнил историю одного садового общества, где председатель оставил без света семью с детьми-инвалидами из-за личного конфликта. Потерпевшая уверяла, что обвиняемый вместе с электриком снял линию и кинул им во двор. Свидетелей произошедшего не нашлось и наказать председателя за личное участие не удалось.

Продолжая тему отключения электричества в садовых обществах, он вспомнил печально известное СНТ «Усадьба», жители которого в аномальные морозы остались без электроэнергии. «Люди могут напрямую, минуя председателя, подключить электричество, но им не дают, потому что земля принадлежит „Усадьбе“, соответственно, они даже столбы поставить не могут. А по тем, которые есть, зайти не дают», — вспомнил он. Причина, как считает Розенталь, кроется в том, что сам формат СНТ никогда не предполагал круглогодичного проживания. Инфраструктура поселений не была готова к массовому наплыву постоянных жильцов, из-за чего и произошел коллапс.

«Мое мнение. Люди должны полностью перестраиваться. Это „шанхай“, там нет долговечных сооружений. Граждане закупились, решили поставить дом для постоянного проживания. Потом они начинают качать права, что им это надо, то надо, а там ничего не предусмотрено», — поделился он своей позицией. Простых решений найти не получится, и потому в интересах самих же людей нужно заниматься развитием своих СНТ.

Проблемы садовых товариществ Розенталь пообещал подробнее обсудить на круглом столе, который пройдет 27 апреля в Казани.