Без перехода права собственности. Кейс из практики Татарстанского УФАС

Уже не первый раз предметом рассмотрения антимонопольной службы становятся нарушения в сфере торговли продовольственными товарами в местах лишения свободы. Как выяснил регулятор и подтвердили суды, создана антиконкурентная система организации продажи товаров для нужд подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Обстоятельства дела ФГУП «Калужское»

В октябре 2017 г. Татарстанское УФАС выявило признаки нарушения ФГУП «Калужское» ФСИН России (далее – ФГУП «Калужское») требований п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Антимонопольный орган установил, что ФГУП «Калужское» реализует в розницу продовольственные товары через 24 торговых объекта, расположенных на территории исправительных учреждений Республики Татарстан. Эта деятельность ведется посредством организованной унитарным предприятием торговой сети.

Согласно представленной в антимонопольный орган информации, ФГУП «Калужское» заключало и исполняло агентские договоры, которыми обязалось от своего имени, но за счет принципала совершить юридические и иные действия, направленные на продажу товара принципала, в том числе оказывать услуги розничной продажи товара третьим лицам. Как следует из спецификаций к договорам, предметом реализации выступали продтовары.

Позиция антимонопольного органа

По мнению Татарстанского УФАС, действия ФГУП «Калужское» нарушили требования п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. Управление возбудило дело и создало комиссию по его рассмотрению.

Комиссия установила, что торговые объекты на основании договоров безвозмездного пользования объектами нежилого фонда, закрепленными на праве оперативного управления за учреждениями ФСИН России, были переданы предприятию в целях организации розничной торговли продуктами питания и предметами первой необходимости для нужд осужденных.

Фактически деятельность ФГУП «Калужское» заключается в осуществлении торговой деятельности посредством организации торговой сети в значении, придаваемом этому понятию п. 8 ст. Закона о торговле. Следовательно, на ФГУП распространяются положения этого Закона, в том числе ст. 13.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле запрещено заключение договора, по которому продукция передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на поставленный товар (договоры комиссии, поручения, агентский или смешанный договор). В нарушение этой нормы ФГУП «Калужское» заключило 10 агентских договоров. Предприятие не покупало товар напрямую у поставщика, а лишь выступало в качестве площадки, где этот товар продается, что противоречит действующему законодательству.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия Татарстанского УФАС вынесла решение о признании ФГУП «Калужское» нарушившим требования п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле путем заключения и исполнения агентских договоров, по которым продукция передается для реализации унитарному предприятию без перехода к нему права собственности на товар.

ФГУП «Калужское» выдано предписание об устранении нарушения. Предприятию предстоит прекратить реализацию схемы, когда товар по факту перепродается, а не покупается у поставщика для последующей продажи в магазинах, принадлежащих торговой сети. Также рассматривается вопрос о возбуждении административного производства, в результате которого на юридическое лицо компании может быть наложен штраф от 2 млн руб.

В настоящее время законность решения и предписания оспаривается в Арбитражном суде Республики Татарстан. Однако доводы антимонопольного органа ранее уже были подтверждены арбитражными судами по итогам рассмотрения дел № А72-14542/2015, А28-8418/2016.

Бэкграунд

Деятельность ФГУП «Калужское» по реализации товаров на территориях учреждений ФСИН России уже рассматривалась антимонопольной службой.

В начале 2017 г. Комиссия ФАС России признала, что действия ФСИН России, направленные на изменение системы организации продаж (реализации) продуктов питания, предметов первой необходимости, а также других промтоваров для нужд подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей на территориях исправительных учреждений в Москве, привели к ограничению конкуренции и нарушили ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Начиная с осени 2013 г. Федеральная служба исполнения наказаний направляла начальникам своих территориальных органов телеграммы и письма с требованиями заключить:

  • между подчиненными исправительными учреждениями и ФГУП «Калужское» договоры о передаче на основе безвозмездного пользования объектов нежилого фонда, закрепленных на праве оперативного управления за территориальными органами и ФГУПами ФСИН России;
  • между следственными изоляторами и названным унитарным предприятием соглашения о взаимодействии и осуществлять организацию торговой деятельности исключительно через это предприятие.

ФГУП «Калужское» стало единственным хозяйствующим субъектом, который распоряжениями ФСИН России был допущен к организации торговли и поставок в следственные изоляторы. В результате прекратились прямые договорные отношения с организациями, поставлявшими товары в СИЗО до того, как Федеральная служба исполнения наказаний направила телеграммы и письма.

Из действовавших ранее сайтов, через которые продавались (реализовывались) товары, был оставлен один – skladsizo.ru.

Сократилось количество поставщиков. И, как следствие, увеличились фактические расходы подозреваемых и обвиняемых (либо их родственников) на приобретение товаров, включенных в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение № 2 к Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311). Причем увеличение расходов не было связано с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара.

Введение административного барьера помешало иным хозяйствующим субъектам, помимо ФГУП «Калужское», войти на рынки.

ФАС России приняла решение о наличии в действиях ФСИН России нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в создании антиконкурентной системы организации продаж (реализации) товаров для нужд лиц, содержащихся под стражей. Выводов о том, что только сам факт организации продаж через ФГУП «Калужское» является нарушением Закона о защите конкуренции, служба не делала.

Решение и предписание ФАС России о совершении действий, необходимых для устранения нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, были обжалованы в Арбитражный суд г. Москвы. Их законность подтверждена судами первой, апелляционной и кассационных инстанций.