Транснефть-Прикамье проиграло в кассации спор по обвинению в ограничении доступа на рынок строительно-монтажных работ

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Компания, поторопившись с ремонтом своего административного здания, решила обойтись без торгов и заключила контракт с единственным поставщиком. При этом срочность закупки на проведение текущего ремонта объяснила производственной необходимостью.

Закупки у единственного поставщика в соответствии с Положением «Транснефть – Прикамье» допустимы в случаях, когда требуется приобрести товары, работы или услуги в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, а также для обеспечения работоспособности и доступности критичного для деятельности заказчика оборудования или для удовлетворения иных срочных потребностей. То есть применение иных способов конкурсных процедур невозможно ввиду отсутствия времени, необходимого для их проведения.

Именно так и была проведена закупка АО «Транснефть – Прикамье» на общую сумму около 7 млн рублей, целью которой было осуществить текущий ремонт производственного здания. К работам компания привлекла ООО «Спецстройсервис», представив общество единственным, кто может выполнить заявленные работы. Срочность закупки объяснялась ещё и тем, что сроки были сжатыми, а здание требовалось для размещения персонала, задействованного на объекте прокладки нефтепровода. При этом срок выполнения работ был определён временем, когда работы по нефтепроводу уже должны быть закончены.

В рамках рассмотрения дела выяснилось, что дополнительное соглашение в связи с корректировкой объёмов и стоимости работ стороны подписали лишь в октябре, тогда как основной объём работ был исполнен (согласно контракту) ещё в августе. При этом сам факт подписания именно допсоглашения свидетельствует о нарушении действующего законодательства, так как в 223-ФЗ предусмотрено, что в случае, если при исполнении или заключении договора меняется одновременно несколько условий, заказчик обязан провести новую закупку.

Установлено также, что в здании, которое по словам ответчиков, предназначалось для размещения дополнительных ресурсов, которые должны были переехать из строительных вагончиков, шла поклейка обоев, устанавливались подвесные потолки и ламинированные доски, а прилегающая территория оформлялась тротуарной плиткой. В ходе рассмотрения дела данные работы были представлены как срочные, без которых эксплуатация здания невозможна.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что подлежащие выполнению работы носили эстетический, косметический характер и не могли быть обусловлены технической невозможностью использования здания без проведения этих работ. По факту АО «Транснефть – Прикамье» было заинтересовано в срочном приведении здания в привлекательный вид, ссылаясь при этом на производственные потребности.

Признание своих действий как нарушение п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и исполнении антиконкурентного соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок услуг по осуществлению строительно-монтажных работ, АО «Транснефть – Прикамье» пыталась оспорить в судах, но потерпела поражение. Точку в судебном деле в июле поставил Арбитражный суд Поволжского округа. Без удовлетворения остались и требования «Транснефть – Прикамье» и «Спецстройсервис» об отмене наложенных за нарушение штрафов. В настоящее время оба наложенных штрафа оплачены.