Ликбез по рекламе финансовых услуг

Федеральная антимонопольная служба и Банк России объединились в борьбе против нелегальных участников финансового рынка. Совместный проект по профилактике нарушений законодательства о рекламе был реализован в формате обучающих семинаров на территории страны.

Оба регулятора постарались максимально проинформировать представителей средств массовой информации о признаках недобросовестных участников финансового рынка, в том числе в отношении финансовых пирамид, разъяснить законодательные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности, а также сообщить о тех рисках, которых возможны при размещении такой рекламы для самих СМИ.

29 октября обучающий вебинар для средств массовой информации по признакам рекламы нелегальных участников финансового рынка провели Волго-Вятское главное управление Банка России и территориальные подразделения ФАС России в Приволжском федеральном округе. Присоединилось к коллегам и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.

Открыли вебинар на правах организаторов встречи представители Волго-Вятского главного управления Банка России и Нижегородского УФАС России. Акцент был сделан на то, кто вправе оказывать финансовые услуги населению. На первый план также вышли вопросы выявления нелегальных участников рынка, пресечение недобросовестных действий на рынке предоставления финансовых услуг. Банком России отмечен тот факт, что сейчас граждане не только сообщают, что пострадали от нелегальных участников финансового рынка, но и сигнализируют о том, что где-то совершаются противоправные действия.

Коллеги из Нижегородского УФАС России обозначили самые злостные нарушения в своей правоприменительной практике. В Ульяновске в последние 3-4 года нарушения статьи 28 (реклама финансовых услуг и финансовой деятельности) составляют 6,7% от общего количества выявляемых нарушений. Чаще всего это нарушения части 1 (отсутствие наименования лица, оказывающего финансовые услуги) и части 3 (отсутствие в рекламе существенной информации).

Начальник отдела рекламы Татарстанского УФАС России Валерий Казаков поделился, что в Республике Татарстан в 2020 году количество нарушений закона «О рекламе» увеличилось, рост нарушений фиксируется и в сфере рекламы финансовых услуг. С начала года таких дел 16. Большая часть нарушений выявляется в ходе осуществляемого службой государственного надзора.

Что касается практических примеров, то спикер напомнил о деле, фигурантом которого выступил ЖК «Триумф-НК». В Нижнекамске и Казани распространялась реклама финансовой услуги, подразумевавшей предоставление ипотеки под 6% годовых. При рассмотрении дела установили, что ЖК «Триумф-НК» не имело права оказывать финансовые услуги по предоставлению кредитов для приобретения жилья. Кооператив был признано нарушившими требования закона «О рекламе» с наложением административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В 2020 году было рассмотрено дело в отношении кредитного потребительского кооператива «Единый сберегательный центр» по факту распространения в газете «Метро» рекламы по привлечению вкладов со ссылкой на наличие страховки компании НАСКО. Однако на тот момент у этой страховой компании была отозвана лицензия. Рекламу признали ненадлежащей.

Валерий Казаков отметил, что последние пять лет ведомством проведена огромная работа по борьбе с недобросовестными участниками финансового рынка. Так, по факту ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в 2016 году было возбуждено и рассмотрено 82 дела, в 2017 – 103 дела, в 2018 году 30 дел, в 2019-м – 20. Организовано взаимодействие со СМИ и Интернет-изданиями, даны разъяснения о типичных нарушениях при размещении рекламы финансовых услуг. Всё это позволило существенно уменьшить количество нарушений в сфере рекламы финансовых услуг, СМИ стали более тщательно проверять на добросовестность и достоверность предлагаемую для размещения рекламу финансовых услуг.

Спикер подчеркнул, что в условиях «цифровизации» реклама всё больше переходит в Интернет, в том числе и в социальные сети. Простота и удобство получение услуги, не выходя из дома, в один «клик» активно используется недобросовестными участниками рынка для обмана граждан путём различных манипуляций и придания достоверности рекламируемым услугам, так как само по себе размещение то или иной информации в публичной среде, порождает представление о его достоверности. Но, как показывает практика, это не совсем так.

- Более того, учитывая, что в течение последних двух месяцев граждане находились на самоизоляции, уровень доходов снизился, многие потеряли стабильный заработок, наблюдается рост ненадлежащей рекламы финансовых услуг, - рассказал Валерий Казаков. – Нелегальные организации, пользуясь ситуацией, прибегают к обману, обещая приумножение средств с помощью быстрых и выгодных кредитов и займов, либо же предлагают приобретение имущества по низкой процентной ставке, а также оформление социальных выплат, предоставляемых государством, что, безусловно, привлекает внимание граждан и побуждает их принимать необдуманные решения, связанные с финансовыми рисками. В связи с этим Интернет, а с ним и популярные социальные сети сегодня находятся под нашим пристальным вниманием.

Прозвучала на вебинаре практика территориальных подразделений ФАС России в Чувашии, Марий Эл, Кировской области. Высокий отклик последовал от участвующих СМИ: вопросы касались как публикации материалов с пометкой «на правах рекламы», так и в целом правил размещения рекламы финансовых услуг.